Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 «Ладушки»
Детское экпериментирование и его влияние на развитие познавательной активности в условиях реализации ФГОС ДОУ
Подготовила: Гончарская Маргарита Юрьевна
В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является экспериментальная деятельность.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер.
Экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами окружающей среды. Всё потому, что детям дошкольного возраста присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а экспериментирование, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он – ведущий, а в первые три года – практически единственный способ познания мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Экспериментальная работа развивает у детей познавательную активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности, стимулирует их к получению новых знаний. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о природе, о взаимосвязях, происходящих в ней; о свойствах различных материалов, о применении их человеком в своей деятельности.
Цель - экспериментально- исследовательской деятельности в детском саду - способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Метод детского экспериментирования не труден, он просто непривычен и не разработан применительно к условиям дошкольного учреждения. Освоить его не сложно. Для этого в подавляющем большинстве случаев даже не требуется специального оборудования .
В нашем детском саду развивающая среда, способствующая познавательному развитию детей, представлена «мини – лабораториями » , что позволяет создать оптимальные условия для формирования познавательного интереса детей к окружающему миру , развития исследовательских умений. Известно, что познание мира живой и неживой природы , установление причинно-следственных связей происходит успешнее в процессе опытнической деятельности и экспериментирования.
- используем три уровня реализации исследовательской деятельности : 1.Педагог ставит проблему и намечает стратегию и тактику её решения , само решение предстоит ребёнку найти самостоятельно . 2.Педагог ставит проблему , но метод её решения ребёнок ищет самостоятельно .
3.Постановка проблемы , поиск методов её исследования и разработки решения осуществляется детьми самостоятельно .
- эксперимент разрабатывается по следующему алгоритму 1.Возникновение проблемы (постановка проблемы ). 2.Выдвижение гипотез ( предложений ). 3.Опыт (практическая деятельность по проверке предположений ). 4.Выводы (установление связей).
Обучение экспериментированию организованно поэтапно, сначала дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога ,затем они воспроизводят опыты самостоятельно , под наблюдением педагога .
Таким образом, руководствуя исследовательской деятельностью детей , мы стремимся к тому , чтобы ребёнок получил первоначальные знания о физических явлениях , технических устройствах , и свойствах материалов , а также мог провести несложные , но интересные эксперименты и научился самостоятельно наблюдать , сопоставлять факты ,
Чтобы активность не ослабевала, наряду с ясными, отчетливыми знаниями должна оставаться зона неопределенных. Дети самостоятельно ищут решения поставленных перед ними задач, пробуют, экспериментируют, ошибаются и получают неожиданный ответ на свои вопросы. Удовлетворение любознательности сочетается с нетерпением узнать, что же будет на следующем занятии, с попыткой высказать свои гипотезы и предположения.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
Использование опытно-экспериментальной деятельности в педагогической практике является эффективным и необходимым для развития у дошкольников исследовательской деятельности, познавательного интереса, увеличения объема знаний и умения владеть этими знаниями. Так как в опытно-экспериментальной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Благодаря познавательному интересу и сами знания, и процесс их приобретения могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания личности. Лучший способ личностного развития, настоящий залог высокого интеллекта - это искренний интерес к миру, проявляющийся в познавательной активности, в стремлении использовать любую возможность, чтобы чему-нибудь научиться.
Таким образом, метод экспериментирования позволяет детям реализовать заложенную в них программу саморазвития и удовлетворять потребность познания эффективным и доступным для них способом - путем самостоятельного исследования мира. Познавательные интересы оказывают большое побудительное влияние на процесс и результат учения.
Это позволяет в полной мере сформировать у дошкольников предпосылки к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
|