Задержкаᅟ психическогоᅟ развитияᅟ (ЗПР)ᅟ -ᅟ этоᅟ такоеᅟ нарушениеᅟ нормальногоᅟ темпаᅟ психическогоᅟ развития,ᅟ приᅟ которомᅟ ребенок,ᅟ достигшийᅟ школьногоᅟ возраста,ᅟ продолжаетᅟ оставатьсяᅟ вᅟ кругуᅟ дошкольных,ᅟ игровыхᅟ интересов.ᅟ Ульенковаᅟ ,ᅟ У.Вᅟ.ᅟ Понятиеᅟ «задержка»ᅟ подчеркиваетᅟ временнойᅟ (несоответствиеᅟ уровняᅟ развитияᅟ возрасту)ᅟ иᅟ вместеᅟ сᅟ темᅟ временныйᅟ характерᅟ отставания,ᅟ которыйᅟ сᅟ возрастомᅟ преодолеваетсяᅟ темᅟ успешнее,ᅟ чемᅟ раньшеᅟ создаютсяᅟ адекватныеᅟ условияᅟ обученияᅟ иᅟ развитияᅟ детейᅟ даннойᅟ категории.ᅟ Вᅟ психолого-педагогической,ᅟ аᅟ такжеᅟ вᅟ медицинскойᅟ литературеᅟ используютсяᅟ другиеᅟ подходыᅟ кᅟ рассматриваемойᅟ категорииᅟ учащихся:ᅟ У.В.ᅟ Ульенкова,ᅟ Н.А.ᅟ Менчинская,ᅟ А.И.ᅟ Захаров.ᅟ Однакоᅟ критерии,ᅟ наᅟ основанииᅟ которыхᅟ выделяютсяᅟ названныеᅟ группы,ᅟ неᅟ противоречатᅟ пониманиюᅟ природыᅟ задержкиᅟ психическогоᅟ развития.ᅟ Вᅟ соответствииᅟ сᅟ ещеᅟ однимᅟ социальноᅟ -ᅟ педагогическимᅟ подходомᅟ такихᅟ детейᅟ называютᅟ «детиᅟ группыᅟ риска»ᅟ (Г.Ф.Кумарина).
Кᅟ числуᅟ детейᅟ сᅟ задержкойᅟ психическогоᅟ развитияᅟ относятсяᅟ такие,ᅟ уᅟ которыхᅟ приᅟ потенциальноᅟ сохранныхᅟ возможностяхᅟ интеллектуальногоᅟ развитияᅟ отмечается:
-ᅟ низкийᅟ уровеньᅟ познавательнойᅟ активности;
-ᅟ незрелостьᅟ мотивацииᅟ кᅟ учебнойᅟ деятельности;
-ᅟ сниженнаяᅟ работоспособностьᅟ кᅟ приемуᅟ иᅟ переработкеᅟ информации;
-ᅟограниченныеᅟ фрагментарныеᅟ знанияᅟ иᅟ представленияᅟ обᅟ окружающемᅟ мире;
-ᅟ недостаточнаясформированностьᅟ умственныхᅟ операций;
-ᅟ отставаниеᅟ вᅟ речевомᅟ развитииᅟ приᅟ сохранностиᅟ анализаторов,ᅟ необходимыхᅟ дляᅟ благоприятногоᅟ становленияᅟ речиᅟ иᅟ др.
Детиᅟ сᅟ задержкойᅟ психическогоᅟ развитияᅟ представляютᅟ собойᅟ количественноᅟ самуюᅟ большуюᅟ категориюᅟ детейᅟ сᅟ особымиᅟ образовательнымиᅟ потребностями.ᅟ Уᅟ частиᅟ детейᅟ задержкаᅟ психическогоᅟ развитияᅟ преодолеваетсяᅟ вᅟ условияхᅟ обычнойᅟ школы,ᅟ однако,ᅟ большинствоᅟ изᅟ нихᅟ нуждаютсяᅟ вᅟ специальноᅟ организованномᅟ обученииᅟ вᅟ соответствииᅟ сᅟ причинамиᅟ задержкиᅟ психическогоᅟ развития,ᅟ особенностямиᅟ познавательнойᅟ деятельности,ᅟ эмоциональноᅟ -ᅟ волевойᅟ сферыᅟ иᅟ поведения.
Причинамиᅟ задержкиᅟ психическогоᅟ развитияᅟ детейᅟ вᅟ большинствеᅟ случаевᅟ являются:
-ᅟ минимальныеᅟ органическиеᅟ поврежденияᅟ илиᅟ функциональнаяᅟ недостаточностьᅟ центральнойᅟ нервнойᅟ системы,ᅟ длительныеᅟ хроническиеᅟ соматическиеᅟ заболевания,ᅟ перенесенныеᅟ вᅟ раннемᅟ детстве;
-ᅟ длительнаяᅟ социальноᅟ -ᅟ культурнаяᅟ деривацияᅟ (вᅟ частности,ᅟ пребываниеᅟ сᅟ моментаᅟ рожденияᅟ вᅟ условияхᅟ «домаᅟ ребенка»ᅟ иᅟ дошкольногоᅟ детскогоᅟ дома).
-ᅟ церебрастеническиеᅟ состояния,ᅟ аᅟ такжеᅟ осложненныйᅟ (т.е.ᅟ сᅟ признакамиᅟ органическойᅟ недостаточности)ᅟ психофизическийᅟ иᅟ психическийᅟ инфантилизм.
Этиᅟ условия,ᅟ какᅟ иᅟ тяжелыеᅟ соматическиеᅟ заболевания,ᅟ ведутᅟ кᅟ возникновениюᅟ функциональнойᅟ недостаточностиᅟ центральнойᅟ нервнойᅟ системы.ᅟ
Процессᅟ формированияᅟ личностиᅟ вᅟ начальныйᅟ школьныйᅟ периодᅟ оказываетᅟ влияниеᅟ наᅟ всюᅟ дальнейшуюᅟ жизньᅟ человека.ᅟ Развиваясь,ᅟ ребенокᅟ приобретаетᅟ новыеᅟ психологическиеᅟ чертыᅟ иᅟ формыᅟ поведения,ᅟ благодаряᅟ которымᅟ онᅟ становитсяᅟ членомᅟ человеческогоᅟ общества.
Вᅟ развитииᅟ личностиважнейшимᅟ достижениемᅟ являетсяᅟ возникновениеᅟ самосознанияᅟ -ᅟ образования,ᅟ формирующегосяᅟ подᅟ влияниемᅟ двухᅟ основныхᅟ факторовᅟ -ᅟ собственнойᅟ практическойᅟ деятельностиᅟ ребенкаᅟ иᅟ опытаᅟ егоᅟ общенияᅟ сᅟ другимиᅟ людьми.ᅟ Однакоᅟ экспериментальныхᅟ исследований,ᅟ направленныхᅟ наᅟ выяснениеᅟ функцийᅟ этихᅟ факторовᅟ иᅟ тойᅟ специфическойᅟ роли,ᅟ которуюᅟ играетᅟ каждыйᅟ изᅟ нихᅟ вᅟ формированииᅟ самосознания,ᅟ ещеᅟ оченьᅟ мало.ᅟ Задачиᅟ учебно-воспитательногоᅟ процесса,ᅟ стоящиеᅟ передᅟ системойᅟ образованияᅟ наᅟ современномᅟ этапе,ᅟ егоᅟ ориентацияᅟ наᅟ реализациюᅟ личностногоᅟ потенциалаᅟ требуютᅟ обязательногоᅟ учетаᅟ психофизическихᅟ иᅟ личностныхᅟ особенностейᅟ каждогоᅟ ребенка,ᅟ созданияᅟ оптимальныхᅟ условийᅟ дляᅟ егоᅟ полноценногоᅟ развития,ᅟ оказанияᅟ своевременнойᅟ педагогическойᅟ помощиᅟ детям,ᅟ отстающимᅟ вᅟ развитии.
Вᅟ специальнойᅟ литературеᅟ имеютсяᅟ данныеᅟ оᅟ своеобразииᅟ процессаᅟ становленияᅟ личностиᅟ детейᅟ сᅟ задержкойᅟ психическогоᅟ развития.ᅟ Отмечается,ᅟ вᅟ частности,ᅟ низкийᅟ уровеньᅟ сформированностиᅟ самоконтроляᅟ (Ю.Б.Максименко,ᅟ 1986),ᅟ слабостьᅟ волевойᅟ организацииᅟ деятельностиᅟ (Л.В.Кузнецова,ᅟ 1986),ᅟ отставаниеᅟ вᅟ становленииᅟ саморегуляцииᅟ (У.В.Ульенкова,ᅟ 1990),ᅟ снижениеᅟ темпаᅟ формированияᅟ эмоциональнойᅟ коррекцииᅟ поведенияᅟ (Е.Н.Васильева,ᅟ 1994),ᅟ болееᅟ выраженнаяᅟ потребностьᅟ вᅟ доминированииᅟ поᅟ сравнениюᅟ сᅟ нормальноᅟ развивающимисяᅟ детьмиᅟ (Д.И.Алъ-Ра-халь,ᅟ 1992)иᅟ др.
Е.В.ᅟ Субботскийᅟ считает,ᅟ чтоᅟ вᅟ силуᅟ интериоризацииᅟ правилᅟ поведенияᅟ нарушениеᅟ этихᅟ правилᅟ младший школьник начинаетᅟ переживатьᅟ дажеᅟ вᅟ отсутствиеᅟ взрослого.ᅟ Детиᅟ шестилетнегоᅟ возрастаᅟ начинаютᅟ осознаватьᅟ особенностиᅟ своегоᅟ поведения,ᅟ аᅟ поᅟ мереᅟ усвоенияᅟ общепринятыхᅟ нормᅟ иᅟ правилᅟ использоватьᅟ ихᅟ вᅟ качествеᅟ мерокᅟ дляᅟ оценкиᅟ себяᅟ иᅟ другихᅟ людей.
Основойᅟ первоначальнойᅟ самооценкиᅟ являетсяᅟ овладениеᅟ умениемᅟ сравниватьᅟ себяᅟ сᅟ другимиᅟ детьми.ᅟ Дляᅟ шестилетнихᅟ детейᅟ характернаᅟ вᅟ основномᅟ недифференцированнаяᅟ завышеннаяᅟ самооценка.ᅟ Кᅟ семилетнемуᅟ возрастуᅟ онаᅟ дифференцируетсяᅟ иᅟ несколькоᅟ снижается.ᅟ Появляетсяᅟ отсутствующаяᅟ ранееᅟ оценкаᅟ себяᅟ вᅟ сравненииᅟ сᅟ другимиᅟ сверстниками.ᅟ Недифференцированностьᅟ самооценкиᅟ приводитᅟ кᅟ тому,ᅟ чтоᅟ ребенокᅟ 6ᅟ -7ᅟ летᅟ рассматриваетᅟ оценкуᅟ взрослымᅟ результатовᅟ отдельногоᅟ действияᅟ какᅟ оценкуᅟ своейᅟ личностиᅟ вᅟ целом,ᅟ поэтомуᅟ использованиеᅟ порицанийᅟ иᅟ замечанийᅟ приᅟ обученииᅟ детейᅟ этогоᅟ возрастаᅟ должноᅟ бытьᅟ ограничено.ᅟ Вᅟ противномᅟ случаеᅟ уᅟ нихᅟ появляетсяᅟ заниженнаяᅟ самооценка,ᅟ невериеᅟ вᅟ своиᅟ силы,ᅟ отрицательноеᅟ отношениеᅟ кᅟ учениюᅟ.
Важныеᅟ новообразованияᅟ вᅟ развитииᅟ самосознания,ᅟ связанныеᅟ сᅟ зарождениемᅟ самооценки,ᅟ происходятᅟ вᅟ концеᅟ раннегоᅟ возраста.ᅟ Ребенокᅟ начинаетᅟ осознаватьᅟ собственныеᅟ желания,ᅟ отличающиесяᅟ отᅟ желанияᅟ взрослых,ᅟ переходитᅟ отᅟ обозначенияᅟ себяᅟ вᅟ третьемᅟ лицеᅟ кᅟ личномуᅟ местоимениюᅟ первогоᅟ лицаᅟ -ᅟ «ᅟ Яᅟ ».ᅟ Этоᅟ ведетᅟ кᅟ рождениюᅟ потребностиᅟ действоватьᅟ самостоятельно,ᅟ утверждать,ᅟ реализовыватьᅟ своеᅟ «ᅟ Яᅟ ».ᅟ Наᅟ основеᅟ представленийᅟ ребенкаᅟ оᅟ своемᅟ «Я»ᅟ начинаетᅟ формироватьсяᅟ самооценка.ᅟ
Вᅟ периодᅟ поступленияᅟ вᅟ школуᅟ самооценкаᅟ ребенкаᅟ сᅟ ЗПРᅟ интенсивноᅟ развивается.ᅟ Решающееᅟ значениеᅟ вᅟ генезисеᅟ самооценкиᅟ наᅟ первыхᅟ этапахᅟ становленияᅟ личностиᅟ (конецᅟ раннего,ᅟ началоᅟ дошкольногоᅟ периода)ᅟ имеетᅟ общениеᅟ ребенкаᅟ соᅟ взрослыми.ᅟ Вследствиеᅟ отсутствияᅟ (ограниченности)ᅟ адекватногоᅟ знанияᅟ своихᅟ возможностейᅟ ребенокᅟ первоначальноᅟ наᅟ веруᅟ принимаетᅟ егоᅟ оценку,ᅟ отношениеᅟ иᅟ оцениваетᅟ себяᅟ какᅟ быᅟ черезᅟ призмуᅟ взрослых,ᅟ целикомᅟ ориентируетсяᅟ наᅟ мнениеᅟ воспитывающихᅟ егоᅟ людей.ᅟᅟ........ Элементыᅟ самостоятельногоᅟ представленияᅟ оᅟ себеᅟ начинаютᅟ формироватьсяᅟ несколькоᅟ позже.ᅟ Впервыеᅟ появляютсяᅟ ониᅟ вᅟ оценкеᅟ неᅟ личностных,ᅟ моральныхᅟ качеств,ᅟ аᅟ предметныхᅟ иᅟ внешних.ᅟ Вᅟ этомᅟ проявляетсяᅟ неустойчивостьᅟ представленийᅟ оᅟ другомᅟ иᅟ оᅟ себеᅟ внеᅟ ситуацииᅟ узнавания.
Постепенноᅟ изменяетᅟ предметᅟ самооценки.ᅟ Существеннымᅟ сдвигомᅟ вᅟ развитииᅟ личностиᅟ являетсяᅟ переходᅟ отᅟ предметнойᅟ оценкиᅟ другогоᅟ человекаᅟ кᅟ оценкеᅟ егоᅟ личностныхᅟ свойствᅟ иᅟ внутреннихᅟ состоянийᅟ самогоᅟ себя.ᅟᅟ. Воᅟ всехᅟ возрастныхᅟ группахᅟ детиᅟ обнаруживаютᅟ способностьᅟ объективнееᅟ оцениватьᅟ других,ᅟ нежелиᅟ самихᅟ себя.ᅟ Однакоᅟ здесьᅟ наблюдаютсяᅟ определенныеᅟ возрастныеᅟ изменения.ᅟ Вᅟ старшихᅟ группахᅟ можноᅟ заметитьᅟ детей,ᅟ которыеᅟ оцениваютᅟ себяᅟ сᅟ положительнойᅟ стороныᅟ косвеннымᅟ путем.ᅟ Например,ᅟ наᅟ вопросᅟ «Какаяᅟ ты:ᅟ хорошаяᅟ илиᅟ плохая?»ᅟ ониᅟ обычноᅟ отвечаютᅟ так:ᅟ Яᅟ неᅟ знаю,ᅟ яᅟ тожеᅟ слушаюсь».ᅟ Ребенокᅟ жеᅟ младшегоᅟ возрастаᅟ наᅟ этотᅟ вопросᅟ ответит:ᅟ «Яᅟ самыйᅟ хороший».
Измененияᅟ вᅟ развитииᅟ самооценки младшегоᅟ школьникаᅟ сᅟ ЗПРᅟ вᅟ значительнойᅟ степениᅟ связаныᅟ сᅟ развитиемᅟ мотивационнойᅟ сферыᅟ ребенка.ᅟ Вᅟ процессеᅟ развитияᅟ личностиᅟ ребенкаᅟ меняетсяᅟ иерархияᅟ мотивов.ᅟ Первоклассник переживаетᅟ борьбуᅟ мотивов,ᅟ принимаетᅟ решение,ᅟ затемᅟ отказываетсяᅟ отᅟ негоᅟ воᅟ имяᅟ болееᅟ высокогоᅟ мотива.ᅟ То,ᅟ какиеᅟ именноᅟ мотивыᅟ оказываютсяᅟ ведущимиᅟ вᅟ системе,ᅟ отчетливоᅟ характеризуютᅟ личностьᅟ ребенка.ᅟ Младшие школьники совершаютᅟ поступкиᅟ поᅟ непосредственномуᅟ указаниюᅟ взрослых.ᅟ Совершаяᅟ объективноᅟ положительныеᅟ поступки,ᅟ детиᅟ неᅟ даютᅟ себеᅟ отчетаᅟ вᅟ ихᅟ объективнойᅟ пользе,ᅟ неᅟ осознаютᅟ своегоᅟ долгаᅟ поᅟ отношениюᅟ кᅟ другимᅟ людям.ᅟ Чувствоᅟ долгаᅟ зарождаетсяᅟ подᅟ влияниемᅟ тойᅟ оценки,ᅟ которыеᅟ даютᅟ взрослыеᅟ поступку,ᅟ совершенномуᅟ ребенком.ᅟ Наᅟ основеᅟ этойᅟ оценкиᅟ уᅟ детейᅟ начинаетᅟ развиватьсяᅟ дифференцировкаᅟ того,ᅟ чтоᅟ хорошоᅟ иᅟ чтоᅟ плохо.ᅟ Вᅟ первуюᅟ очередьᅟ ониᅟ учатсяᅟ оцениватьᅟ поступкиᅟ другихᅟ детей.ᅟ Позднееᅟ детиᅟ вᅟ состоянииᅟ оценитьᅟ неᅟ толькоᅟ поступкиᅟ сверстников,ᅟ ноᅟ иᅟ своиᅟ собственныеᅟ поступки.
Появляетсяᅟ умениеᅟ сравниватьᅟ себяᅟ сᅟ другимиᅟ детьми.ᅟ Отᅟ самооценкиᅟ внешнегоᅟ видаᅟ иᅟ поведенияᅟ ребенокᅟ кᅟ концуᅟ дошкольногоᅟ периодаᅟ всеᅟ чащеᅟ переходитᅟ кᅟ оценкеᅟ своихᅟ личностныхᅟ качеств,ᅟ отношенийᅟ сᅟ окружающими,ᅟ внутреннегоᅟ состоянияᅟ иᅟ оказываетсяᅟ способнымᅟ вᅟ особойᅟ формеᅟ осознатьᅟ своеᅟ социальноеᅟ «Я»,ᅟ своеᅟ местоᅟ средиᅟ людей.ᅟ Достигаяᅟ старшегоᅟ дошкольногоᅟ возраста,ᅟ ребенокᅟ ужеᅟ усваиваетᅟ моральныеᅟ оценки,ᅟ начинаетᅟ учитывать,ᅟ сᅟ этойᅟ точкиᅟ зрения,ᅟ последовательностьᅟ своихᅟ поступков,ᅟ предвосхищатьᅟ результатᅟ иᅟ оценкуᅟ соᅟ стороныᅟ взрослого.ᅟ Детиᅟ шестилетнегоᅟ возрастаᅟ начинаютᅟ осознаватьᅟ особенностиᅟ своегоᅟ поведения,ᅟ аᅟ поᅟ мереᅟ усвоенияᅟ общепринятыхᅟ нормᅟ иᅟ правилᅟ использоватьᅟ ихᅟ вᅟ качествеᅟ мерокᅟ дляᅟ оценкиᅟ себяᅟ иᅟ окружающих.
Этоᅟ имеетᅟ огромноеᅟ значениеᅟ дляᅟ дальнейшегоᅟ развитияᅟ личности,ᅟ сознательногоᅟ усвоенияᅟ нормᅟ поведения,ᅟ следованияᅟ положительнымᅟ образцамᅟ..... Дляᅟ детейᅟ сᅟ ЗПРᅟ характернаᅟ вᅟ основномᅟ неᅟ дифференцированнаяᅟ завышеннаяᅟ самооценка.ᅟ Кᅟ семилетнемуᅟ возрастуᅟ онаᅟ дифференцируетсяᅟ иᅟ несколькоᅟ снижается.ᅟ Появляетсяᅟ отсутствующаяᅟ ранееᅟ оценкаᅟ сравниванияᅟ себяᅟ сᅟ другимиᅟ сверстниками.ᅟ
Неадекватнаяᅟ заниженнаяᅟ самооценкаᅟ такжеᅟ можетᅟ сформироватьсяᅟ уᅟ ребенкаᅟ сᅟ ЗПРᅟ какᅟ результатᅟ частогоᅟ неуспехаᅟ вᅟ какой-тоᅟ значимойᅟ деятельности.ᅟ Существеннуюᅟ рольᅟ вᅟ ееᅟ формированииᅟ играетᅟ демонстративноеᅟ подчеркиваниеᅟ этогоᅟ неуспехаᅟ взрослымиᅟ илиᅟ другимиᅟ детьми.ᅟ Специальнымиᅟ исследованиямиᅟ установленыᅟ следующиеᅟ причиныᅟ появленияᅟ уᅟ ребенкаᅟ заниженнойᅟ самооценки:
Детиᅟ сᅟ заниженнойᅟ самооценкойᅟ переживаютᅟ чувствоᅟ неполноценности,ᅟ какᅟ правило,ᅟ ониᅟ неᅟ реализуютᅟ своихᅟ потенций,ᅟ тоᅟ естьᅟ неадекватнаяᅟ заниженнаяᅟ самооценкаᅟ становитсяᅟ фактором,ᅟ тормозящимᅟ развитиеᅟ личностиᅟ ребенка.ᅟ
Личностьᅟ сᅟ повышеннымᅟ уровнемᅟ тревожности,ᅟ аᅟ именноᅟ сᅟ личностнойᅟ тревожностьюᅟ склоннаᅟ восприниматьᅟ угрозуᅟ своейᅟ самооценке.ᅟ Какᅟ правило,ᅟ уᅟ нееᅟ формируетсяᅟ неадекватнаяᅟ заниженнаяᅟ самооценка.ᅟ Типичнымᅟ проявлениемᅟ заниженнойᅟ самооценкиᅟ являетсяᅟ повышеннаяᅟ тревожность,ᅟ выражающаясяᅟ вᅟ склонностиᅟ испытыватьᅟ беспокойствоᅟ вᅟ самыхᅟ разныхᅟ жизненныхᅟ ситуациях,ᅟ вᅟ томᅟ числеᅟ вᅟ таких,ᅟ объективныеᅟ характеристикиᅟ которыхᅟ кᅟ этомуᅟ неᅟ предрасполагают.ᅟ Очевидно,ᅟ чтоᅟ дети,ᅟ имеющиеᅟ такуюᅟ самооценку,ᅟ находятсяᅟ вᅟ постоянномᅟ психическомᅟ перенапряжении,ᅟ котороеᅟ выражаетсяᅟ вᅟ состоянииᅟ напряженногоᅟ ожиданияᅟ неприятностей,ᅟ нарастающей,ᅟ несдерживаемойᅟ раздражительности,ᅟ эмоциональнойᅟ неустойчивости.ᅟ
Такимᅟ образом,ᅟ изᅟ сказанногоᅟ вышеᅟ можноᅟ сделатьᅟ следующийᅟ выводᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ начальныйᅟ школьныйᅟ периодᅟ детстваᅟ сенситивенᅟ дляᅟ формированияᅟ уᅟ ребенкаᅟ основᅟ коллективистскихᅟ качеств,ᅟ аᅟ такжеᅟ гуманногоᅟ отношенияᅟ кᅟ другимᅟ людям.ᅟ Еслиᅟ основыᅟ этихᅟ качествᅟ неᅟ будутᅟ сформированыᅟ вᅟ дошкольномᅟ возрасте,ᅟ тоᅟ всяᅟ личностьᅟ ребенкаᅟ можетᅟ статьᅟ ущербной,ᅟ иᅟ впоследствииᅟ восполнитьᅟ этотᅟ пробелᅟ будетᅟ чрезвычайноᅟ трудно.
Вᅟ ходеᅟ развитияᅟ личностьᅟ ребенкаᅟ претерпеваетᅟ значительныеᅟ трансформации.ᅟ Первыеᅟ формыᅟ контактаᅟ ребенкаᅟ сᅟ окружающимиᅟ носятᅟ аффективный,ᅟ илиᅟ эмоциональный,ᅟ характер.ᅟ Благодаряᅟ эмоциямᅟ онᅟ сливаетсяᅟ сᅟ соответствующимиᅟ ситуациями,ᅟ тоᅟ естьᅟ сᅟ человеческимᅟ окружением;ᅟ Отчуждаяᅟ себяᅟ вᅟ этихᅟ ситуациях,ᅟ ребенокᅟ ещеᅟ неᅟ способенᅟ восприниматьᅟ себяᅟ какᅟ существо,ᅟ отличноеᅟ отᅟ другихᅟ людейᅟ иᅟ отᅟ каждогоᅟ отдельногоᅟ человека.ᅟ Далееᅟ ребенокᅟ постоянноᅟ передвигаетсяᅟ средиᅟ предметов,ᅟ познаваяᅟ бесконечнуюᅟ изменчивостьᅟ ихᅟ поᅟ отношениюᅟ кᅟ собственнойᅟ личности;ᅟ остающейсяᅟ неизменной.ᅟ Ребёнокᅟ слышитᅟ слова;ᅟ которымиᅟ обмениваютсяᅟ окружающие,ᅟ самᅟ произноситᅟ слова,ᅟ обращенныеᅟ кᅟ другим.ᅟ Вᅟ результатеᅟ этогоᅟ постоянноеᅟ чувстваᅟ егоᅟ собственногоᅟ присутствияᅟ вступаетᅟ вᅟ противоречиеᅟ сᅟ разнообразиемᅟ собеседников;ᅟ Постоянноеᅟ сравнение,ᅟ котороеᅟ проводитᅟ ребенокᅟ междуᅟ собойᅟ иᅟ другими,ᅟ делаетᅟ егоᅟ способнымᅟ оцениватьᅟ личностиᅟ другихᅟ людей.
Вᅟ этотᅟ периодᅟ ребенокᅟ начинаетᅟ различатьᅟ своиᅟ мечтыᅟ иᅟ реальность,ᅟ становитсяᅟ способнымᅟ кᅟ двуличности,ᅟ хитрости,ᅟ можетᅟ делатьᅟ вид,ᅟ чтоᅟ совершаетᅟ действие,ᅟ противоположноеᅟ своимᅟ истиннымᅟ целям.ᅟ Этотᅟ моментᅟ являетсяᅟ наиболееᅟ важнымᅟ вᅟ развитииᅟ личностиᅟ ребенка.ᅟ Онᅟ начинаетᅟ понимать,ᅟ какимᅟ емуᅟ следуетᅟ казаться,ᅟ иᅟ осознаватьᅟ своюᅟ внутреннююᅟ жизнь.ᅟ Данныйᅟ периодᅟ рассматриваетсяᅟ психологамиᅟ разныхᅟ школᅟ какᅟ периодᅟ глубокойᅟ аффективнойᅟ моральнойᅟ работы.ᅟ Ребенокᅟ становитсяᅟ самᅟ дляᅟ себяᅟ предметомᅟ исследования.ᅟ Вᅟ возрастеᅟ отᅟ трехᅟ доᅟ шестиᅟ летᅟ огромноеᅟ значениеᅟ дляᅟ развитияᅟ личностиᅟ играетᅟ привязанностьᅟ ребенкаᅟ кᅟ окружающимᅟ егоᅟ людям.ᅟ Еслиᅟ егоᅟ лишитьᅟ этой-привязанности,ᅟ онᅟ можетᅟ статьᅟ жертвойᅟ страховᅟ иᅟ тревожныхᅟ переживанийᅟ илиᅟ жеᅟ уᅟ негоᅟ наступитᅟ психическаяᅟ атрофия,ᅟ следᅟ отᅟ которойᅟ сохранитсяᅟ вᅟ течениеᅟ всейᅟ жизни.
Согласноᅟ взглядамᅟ Л.С.Выготского,ᅟ каждыйᅟ возрастнойᅟ периодᅟ характеризуетсяᅟ особымᅟ строениемᅟ сознанияᅟ вᅟ целом,ᅟ что,ᅟ вᅟ своюᅟ очередь,ᅟ обусловливаетᅟ особыйᅟ характерᅟ иᅟ особуюᅟ рольᅟ каждойᅟ входящейᅟ вᅟ структуруᅟ сознанияᅟ психическойᅟ функции.ᅟ Высшийᅟ жеᅟ психическийᅟ синтезᅟ какᅟ разᅟ иᅟ можноᅟ назватьᅟ личностью.ᅟ Прослеживаяᅟ культурноеᅟ развитиеᅟ психическихᅟ функций,ᅟ мыᅟ прослеживаемᅟ путьᅟ развитияᅟ личностиᅟ ребенка.
Существуютᅟ различия,ᅟ образующиеᅟ индивидуальнуюᅟ характеристикуᅟ человека.ᅟ Наᅟ первомᅟ местеᅟ стоятᅟ различияᅟ вᅟ структуреᅟ личности,ᅟ преждеᅟ всегоᅟ поᅟ степениᅟ дифференцированноᅟ своихᅟ структур.ᅟ Там,ᅟ гдеᅟ личностьᅟ взрослогоᅟ человекаᅟ обнаруживаетᅟ достаточноᅟ дифференцированныеᅟ фамильные,ᅟ профессиональныеᅟ иᅟ другиеᅟ сферыᅟ вᅟ интересахᅟ иᅟ деятельности,ᅟ личностьᅟ ребенкаᅟ обнаруживаетᅟ гораздоᅟ менееᅟ дифференцированныеᅟ структуры.
Второеᅟ отличиеᅟ касаетсяᅟ построенияᅟ самойᅟ структурыᅟ иᅟ состоянияᅟ психическихᅟ систем.ᅟ Различныеᅟ сферыᅟ личностиᅟ могутᅟ бытьᅟ объединеныᅟ другᅟ сᅟ другомᅟ иᅟ отграниченыᅟ другᅟ отᅟ другаᅟ различнымᅟ образом.ᅟ Ребенокᅟ отличаетсяᅟ отᅟ взрослогоᅟ человекаᅟ неᅟ толькоᅟ меньшейᅟ дифференцированностью,ᅟ ноᅟ иᅟ особымиᅟ свойствамиᅟ психическогоᅟ материала,ᅟ преждеᅟ всегоᅟ крайнейᅟ егоᅟ мягкостьюᅟ иᅟ текучестью.
Наᅟ третьемᅟ местеᅟ стоятᅟ различияᅟ вᅟ областиᅟ содержанияᅟ иᅟ значенияᅟ психическихᅟ систем.ᅟ Приᅟ одинаковойᅟ структуреᅟ личностиᅟ иᅟ приᅟ одинаковыхᅟ свойствахᅟ материалаᅟ значениеᅟ иᅟ содержаниеᅟ соответствующихᅟ психическихᅟ системᅟ могутᅟ бытьᅟ абсолютноᅟ различны.
Подᅟ общейᅟ структуройᅟ личностиᅟ понимаютᅟ отнесениеᅟ всехᅟ ееᅟ особенностейᅟ иᅟ чертᅟ кᅟ группам,ᅟ образующимᅟ основныеᅟ стороныᅟ личностиᅟ социальноᅟ обусловленныеᅟ особенностиᅟ (направленность,ᅟ моральныеᅟ качества);ᅟ биологическиᅟ обусловленныеᅟ особенностиᅟ (темперамент,ᅟ задатки,ᅟ инстинкты,ᅟ простейшиеᅟ потребности);ᅟ опытᅟ (объемᅟ иᅟ качествоᅟ имеющихсяᅟ знаний,ᅟ навыков,ᅟ умений,ᅟ аᅟ такжеᅟ привычек);ᅟ индивидуальныеᅟ особенностиᅟ различныхᅟ психическихᅟ процессов.ᅟ Элементамиᅟ жеᅟ структурыᅟ личностиᅟ являютсяᅟ познавательныеᅟ процессы,ᅟ сознаниеᅟ иᅟ самосознание,ᅟ эмоцииᅟ иᅟ волевыеᅟ качества,ᅟ сфераᅟ мотивацииᅟ иᅟ характер.
Поᅟ мереᅟ становленияᅟ определенныеᅟ психологическиеᅟ образованияᅟ начинаютᅟ игратьᅟ ведущуюᅟ рольᅟ вᅟ общейᅟ картинеᅟ развитияᅟ первоклассника.ᅟ Приᅟ этомᅟ констатирующимᅟ началомᅟ вᅟ развитииᅟ иᅟ функционированииᅟ личностиᅟ оказываетсяᅟ ценностностьᅟ -ᅟ психологическоеᅟ образование,ᅟ котороеᅟ представляетᅟ собойᅟ взаимосвязь,ᅟ единствоᅟ междуᅟ наиболееᅟ значимойᅟ дляᅟ человекаᅟ сферойᅟ деятельности,ᅟ тойᅟ илиᅟ инойᅟ сторонойᅟ егоᅟ жизниᅟ иᅟ способамиᅟ осознания,ᅟ выделенияᅟ иᅟ утвержденияᅟ себя,ᅟ своегоᅟ «я»ᅟ вᅟ системеᅟ отношенийᅟ сᅟ окружающимиᅟ людьми.ᅟ Ценностностьᅟ естьᅟ тотᅟ исходныйᅟ иᅟ необходимыйᅟ психологическийᅟ механизм,ᅟ которыйᅟ обусловливаетᅟ стремление,ᅟ направленностьᅟ человекаᅟ кᅟ максимальнойᅟ самореализацииᅟ вᅟ тойᅟ сфереᅟ жизни,ᅟ котораяᅟ наиболееᅟ значимаᅟ дляᅟ него.
Любоеᅟ качествоᅟ личности,ᅟ какᅟ отмечаютᅟ многиеᅟ авторы,ᅟ неᅟ можетᅟ существоватьᅟ внеᅟ контекстаᅟ целостнойᅟ личностиᅟ ребенка,ᅟ внеᅟ системыᅟ мотивовᅟ егоᅟ поведения,ᅟ егоᅟ отношенийᅟ кᅟ действительности,ᅟ егоᅟ переживанийᅟ иᅟ убеждений.ᅟ Формированиеᅟ личностиᅟ ребенкаᅟ определяетсяᅟ соотношениемᅟ междуᅟ психологическимиᅟ особенностями,ᅟ которыеᅟ уᅟ негоᅟ ужеᅟ сложилисьᅟ вᅟ результатеᅟ предшествующегоᅟ опытаᅟ иᅟ темᅟ местом,ᅟ котороеᅟ онᅟ занимаетᅟ вᅟ системеᅟ доступныхᅟ емуᅟ человеческихᅟ отношений.
Взрослыйᅟ человекᅟ руководствуетсяᅟ вᅟ поведенииᅟ преимущественноᅟ осознаннымиᅟ мотивамиᅟ -ᅟ онᅟ отдаетᅟ себеᅟ отчетᅟ вᅟ том,ᅟ почемуᅟ вᅟ данномᅟ случаеᅟ следуетᅟ поступитьᅟ именноᅟ так,ᅟ аᅟ неᅟ иначе.ᅟ Мотивыᅟ поведенияᅟ взрослогоᅟ представляютᅟ собойᅟ определеннуюᅟ систему,ᅟ зависящуюᅟ отᅟ того,ᅟ чтоᅟ дляᅟ данногоᅟ человекаᅟ болееᅟ иᅟ чтоᅟ менееᅟ важно,ᅟ значимо.ᅟ Ребенкуᅟ толькоᅟ предстоитᅟ этимᅟ овладеть.ᅟ Мотивыᅟ егоᅟ поведенияᅟ сначалаᅟ неᅟ осознаныᅟ иᅟ неᅟ выстроеныᅟ вᅟ системуᅟ поᅟ степениᅟ значимости.ᅟ Внутреннийᅟ мирᅟ ребенкаᅟ лишьᅟ постепенноᅟ приобретаетᅟ определенностьᅟ иᅟ устойчивость.
Можноᅟ выделитьᅟ некоторыеᅟ видыᅟ мотивов,ᅟ типичныхᅟ дляᅟ первоклассниковᅟ вᅟ целом,ᅟ оказывающихᅟ наибольшееᅟ влияниеᅟ наᅟ поведениеᅟ детей.ᅟ Этоᅟ преждеᅟ всегоᅟ мотивы,ᅟ связанныеᅟ сᅟ интересомᅟ детейᅟ кᅟ мируᅟ взрослых,ᅟ сᅟ ихᅟ стремлениемᅟ действовать,ᅟ какᅟ взрослые.ᅟ Желаниеᅟ бытьᅟ похожимᅟ наᅟ взрослогоᅟ руководитᅟ ребенком,ᅟ например,ᅟ вᅟ ролевойᅟ игре.
Другаяᅟ важнаяᅟ группаᅟ мотивов,ᅟ постоянноᅟ проявляющаясяᅟ вᅟ поведенииᅟ детей,ᅟ -ᅟ мотивыᅟ игровые,ᅟ связанныеᅟ сᅟ интересомᅟ кᅟ самомуᅟ процессуᅟ игры.ᅟ Выходяᅟ заᅟ пределыᅟ игровойᅟ деятельности,ᅟ ониᅟ окрашиваютᅟ всеᅟ поведениеᅟ ребенкаᅟ иᅟ создаютᅟ неповторимуюᅟ спецификуᅟ дошкольногоᅟ возраста.
Большоеᅟ значениеᅟ вᅟ поведенииᅟ ребенкаᅟ имеютᅟ мотивыᅟ установленияᅟ иᅟ сохраненияᅟ положительныхᅟ взаимоотношенийᅟ соᅟ взрослымиᅟ иᅟ сᅟ другимиᅟ детьми.ᅟ Хорошееᅟ отношениеᅟ соᅟ стороныᅟ окружающихᅟ необходимоᅟ ребенку.
Такжеᅟ развиваютсяᅟ иᅟ мотивыᅟ самолюбияᅟ иᅟ самоутверждения.ᅟ Ребенокᅟ начинаетᅟ претендоватьᅟ наᅟ то,ᅟ чтобыᅟ егоᅟ уважалиᅟ иᅟ слушалисьᅟ другие,ᅟ обращалиᅟ наᅟ негоᅟ вниманиеᅟ иᅟ исполнялиᅟ егоᅟ желания.ᅟ Однимᅟ изᅟ проявленийᅟ стремленияᅟ кᅟ самоутверждениюᅟ являютсяᅟ притязанияᅟ детейᅟ наᅟ исполнениеᅟ главныхᅟ ролейᅟ вᅟ играх.ᅟ Уᅟ детейᅟ первоклассниковᅟ самоутверждениеᅟ обнаруживаетсяᅟ иᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ ониᅟ приписываютᅟ себеᅟ всеᅟ известныеᅟ имᅟ положительныеᅟ качества.
Вᅟ период,ᅟ когдаᅟ детиᅟ идутᅟ вᅟ первыйᅟ классᅟ происходитᅟ формированиеᅟ новыхᅟ видовᅟ мотивов,ᅟ связанныхᅟ сᅟ усложнениемᅟ деятельностиᅟ детей.ᅟ Кᅟ нимᅟ относятсяᅟ познавательныеᅟ иᅟ соревновательныеᅟ мотивы.ᅟ Особоеᅟ значениеᅟ вᅟ развитииᅟ мотивовᅟ поведенияᅟ имеютᅟ нравственныеᅟ мотивы,ᅟ выражающиеᅟ отношениеᅟ ребенкаᅟ кᅟ другимᅟ людям.ᅟ Этиᅟ мотивыᅟ изменяютсяᅟ иᅟ развиваютсяᅟ наᅟ протяженииᅟ дошкольногоᅟ детстваᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ усвоениемᅟ иᅟ осознаниемᅟ нравственныхᅟ нормᅟ иᅟ правилᅟ поведения,ᅟ пониманиемᅟ значенияᅟ своихᅟ поступковᅟ дляᅟ другихᅟ людей.
Измененияᅟ вᅟ мотивахᅟ поведенияᅟ состоятᅟ неᅟ толькоᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ меняетсяᅟ ихᅟ содержаниеᅟ иᅟ появляютсяᅟ новыеᅟ видыᅟ мотивов.ᅟ Междуᅟ разнымиᅟ видамиᅟ мотивовᅟ складываютсяᅟ соподчинениеᅟ иᅟ иерархия:ᅟ одниᅟ изᅟ нихᅟ приобретаетᅟ болееᅟ важноеᅟ значениеᅟ дляᅟ ребенка,ᅟ чемᅟ другие.ᅟ Именноᅟ этоᅟ соподчинениеᅟ мотивовᅟ являетсяᅟ самымᅟ важнымᅟ новообразованиемᅟ вᅟ развитииᅟ личностиᅟ первоклассника.
Уᅟ детейᅟ -ᅟ первоклассниковᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ продвижениемᅟ ихᅟ вᅟ общемᅟ психическомᅟ развитииᅟ появляетсяᅟ яркоᅟ выраженноеᅟ стремлениеᅟ кᅟ тому,ᅟ чтобыᅟ занятьᅟ новое,ᅟ болееᅟ «взрослое»ᅟ положениеᅟ вᅟ жизниᅟ иᅟ выполнятьᅟ новую,ᅟ важнуюᅟ иᅟ дляᅟ нихᅟ самих,ᅟ иᅟ дляᅟ окружающихᅟ людейᅟ деятельность.
Появлениеᅟ такогоᅟ стремленияᅟ подготавливаетсяᅟ всемᅟ ходомᅟ психическогоᅟ развитияᅟ ребенкаᅟ иᅟ возникаетᅟ наᅟ томᅟ уровне,ᅟ когдаᅟ емуᅟ становитсяᅟ доступнымᅟ сознаниеᅟ себяᅟ неᅟ толькоᅟ какᅟ субъектаᅟ действия,ᅟ ноᅟ иᅟ какᅟ субъектаᅟ вᅟ системеᅟ человеческихᅟ отношений.ᅟ Иначеᅟ говоря,ᅟ уᅟ ребенкаᅟ появляетсяᅟ осознаниеᅟ своегоᅟ социальногоᅟ «Я».
Новыйᅟ уровеньᅟ самосознания,ᅟ возникающийᅟ наᅟ порогеᅟ школьнойᅟ жизниᅟ ребенка,ᅟ наиболееᅟ адекватноᅟ выражаетсяᅟ вᅟ егоᅟ «внутреннейᅟ позиции»,ᅟ образующейсяᅟ вᅟ результатеᅟ того,ᅟ чтоᅟ внешниеᅟ воздействия,ᅟ преломляясьᅟ черезᅟ структуруᅟ ранееᅟ сложившихсяᅟ уᅟ ребенкаᅟ психологическихᅟ особенностей,ᅟ как-тоᅟ имᅟ обобщаютсяᅟ иᅟ складываютсяᅟ вᅟ особоеᅟ центральноеᅟ личностноеᅟ новообразование,ᅟ характеризующееᅟ личностьᅟ ребенкаᅟ вᅟ целом.ᅟ Возникновениеᅟ такогоᅟ новообразованияᅟ становитсяᅟ переломнымᅟ пунктомᅟ наᅟ протяженииᅟ всегоᅟ онтогенетическогоᅟ развитияᅟ ребенка.ᅟ Разᅟ возникнув,ᅟ этаᅟ позицияᅟ становитсяᅟ присущейᅟ человекуᅟ наᅟ всехᅟ этапахᅟ егоᅟ жизненногоᅟ путиᅟ иᅟ такжеᅟ определяетᅟ егоᅟ отношениеᅟ кᅟ себеᅟ иᅟ кᅟ занимаемомуᅟ имᅟ положениюᅟ вᅟ жизни.
Решающуюᅟ рольᅟ вᅟ развитииᅟ ребенкаᅟ играетᅟ оценкаᅟ окружающих,ᅟ особенноᅟ взрослых.ᅟ Толькоᅟ наличиеᅟ положительнойᅟ оценкиᅟ создаетᅟ уᅟ детейᅟ переживаниеᅟ эмоциональногоᅟ благополучия,ᅟ чтоᅟ являетсяᅟ необходимымᅟ условиемᅟ формированияᅟ гармоничнойᅟ личности.ᅟ Наᅟ основанииᅟ этойᅟ оценки,ᅟ аᅟ такжеᅟ наᅟ основанииᅟ учетаᅟ результатовᅟ собственнойᅟ деятельностиᅟ уᅟ детейᅟ формируетсяᅟ самооценка,ᅟ т.е.ᅟ самооценкаᅟ складываетсяᅟ подᅟ влияниемᅟ взрослогоᅟ иᅟ вᅟ процессеᅟ собственнойᅟ деятельностиᅟ ребенка.ᅟ Вᅟ техᅟ случаях,ᅟ когдаᅟ самооценкаᅟ возникаетᅟ лишьᅟ благодаряᅟ усвоениюᅟ оценкиᅟ окружающих,ᅟ безᅟ уменияᅟ самостоятельноᅟ оцениватьᅟ результатыᅟ своейᅟ деятельности,ᅟ уᅟ ребенкаᅟ легкоᅟ можетᅟ сложитьсяᅟ неправильноеᅟ представлениеᅟ оᅟ себе,ᅟ являющеесяᅟ значительнымᅟ препятствиемᅟ дляᅟ полноценногоᅟ формированияᅟ егоᅟ личности.
Наᅟ основанииᅟ оценкиᅟ иᅟ самооценкиᅟ уᅟ ребенкаᅟ складываетсяᅟ иᅟ определенныйᅟ уровеньᅟ притязаний.ᅟ Еслиᅟ жеᅟ притязанияᅟ превышаютᅟ возможностиᅟ ребенка,ᅟ иᅟ онᅟ неᅟ можетᅟ решатьᅟ соответствующиеᅟ имᅟ задачи,ᅟ тоᅟ уᅟ негоᅟ обычноᅟ возникаютᅟ острыеᅟ аффективныеᅟ переживания,ᅟ т.к.ᅟ неудачаᅟ принуждаетᅟ егоᅟ снизитьᅟ ужеᅟ сложившуюсяᅟ самооценку.ᅟ Именноᅟ поэтомуᅟ вᅟ процессеᅟ воспитанияᅟ необходимоᅟ учитыватьᅟ формированиеᅟ правильногоᅟ соотношенияᅟ междуᅟ самооценкой,ᅟ уровнемᅟ притязанийᅟ ребенкаᅟ иᅟ егоᅟ реальнымиᅟ возможностями.
Вᅟ работахᅟ ведущихᅟ отечественныхᅟ специалистовᅟ вᅟ областиᅟ коррекционнойᅟ психологииᅟ иᅟ педагогикиᅟ (Т.ᅟ А.ᅟ Власова,ᅟ Г.ᅟ И.ᅟ Жаренкова,ᅟ В.ᅟ И.ᅟ Лубовский,ᅟ М.ᅟ С.ᅟ Певзнер,ᅟ У.ᅟ В.ᅟ Ульенковаᅟ иᅟ др.)ᅟ высказываетсяᅟ мнениеᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ значительнойᅟ проблемойᅟ дляᅟ детейᅟ сᅟ задержкойᅟ психическогоᅟ развитияᅟ (ЗПР)ᅟ приᅟ поступлениеᅟ вᅟ школу,ᅟ являетсяᅟ несформированностьᅟ уᅟ нихᅟ навыковᅟ произвольнойᅟ регуляцииᅟ деятельностиᅟ иᅟ поведения.ᅟ Этоᅟ выражаетсяᅟ вᅟ склонностиᅟ детейᅟ кᅟ внешнемуᅟ контролюᅟ соᅟ стороныᅟ взрослого,ᅟ вᅟ отсутствииᅟ потребностиᅟ прогнозированияᅟ своихᅟ действий,ᅟ трудностяхᅟ принятияᅟ правилᅟ иᅟ т.п.ᅟ Воᅟ многомᅟ этоᅟ обусловленоᅟ неполноценнымᅟ развитиемᅟ уᅟ нихᅟ механизмовᅟ произвольнойᅟ регуляции,ᅟ важнейшимᅟ изᅟ которыхᅟ являетсяᅟ самооценка.
Вᅟ работахᅟ отечественныхᅟ психологовᅟ Б.ᅟ Г.ᅟ Ананьеваᅟ,ᅟ Л.ᅟ И.ᅟ Божовичᅟ,ᅟ А.ᅟ В.ᅟ Захаровойᅟ,ᅟ А.ᅟ И.ᅟ Липкинойᅟᅟ иᅟ др.ᅟ самооценкаᅟ определяетсяᅟ какᅟ важнейшееᅟ личностноеᅟ образование,ᅟ автономнаяᅟ характеристикаᅟ личности,ᅟ формирующаясяᅟ приᅟ активномᅟ участииᅟ самойᅟ личностиᅟ иᅟ отражающаясяᅟ качественноеᅟ своеобразиеᅟ ееᅟ внутреннегоᅟ мира.ᅟ Самооценкаᅟ выступаетᅟ необходимымᅟ условиемᅟ организацииᅟ субъектомᅟ своегоᅟ поведенияᅟ иᅟ деятельности.
Вᅟ исследованияхᅟ Л.ᅟ И.ᅟ Божович,ᅟ М.ᅟ И.ᅟ Лисинойᅟ иᅟ др.ᅟ отмечается,ᅟ чтоᅟ развитиеᅟ самооценкиᅟ первоклассниковᅟ идетᅟ поᅟ путиᅟ измененияᅟ глобально-позитивногоᅟ отношенияᅟ ребенкаᅟ кᅟ себе,ᅟ опосредствованиюᅟ имᅟ этогоᅟ отношенияᅟ знаниемᅟ оᅟ себе.ᅟ Такимᅟ образом,ᅟ поᅟ мнениюᅟ М.ᅟ И.ᅟ Лисинойᅟ [8],ᅟ кᅟ концуᅟ дошкольногоᅟ возрастаᅟ начинаетсяᅟ процессᅟ интеллектуализацииᅟ самооценкиᅟ ребенка.
Вᅟ работеᅟ Г.ᅟ И.ᅟ Катричᅟ,ᅟ посвященнойᅟ формированиюᅟ рефлексивнойᅟ самооценкиᅟ первоклассников,ᅟ былоᅟ выделеноᅟ триᅟ типаᅟ ееᅟ функционированияᅟ уᅟ детей:
1)ᅟ Диффузно-утилитарныйᅟ тип.ᅟ Онᅟ характеризуетсяᅟ отсутствиемᅟ отделенностиᅟ «Я»ᅟ отᅟ конкретныхᅟ условийᅟ иᅟ близкогоᅟ окружения.ᅟ Здесьᅟ происходитᅟ переживаниеᅟ ребенкомᅟ своейᅟ безусловнойᅟ ценности.ᅟ Самооценкаᅟ этихᅟ детейᅟ неустойчиваᅟ иᅟ вᅟ целомᅟ неадекватна,ᅟ т.к.ᅟ ееᅟ функционированиеᅟ неᅟ связаноᅟ сᅟ опоройᅟ наᅟ своиᅟ внутренниеᅟ свойства.ᅟ Вᅟ целомᅟ дляᅟ такогоᅟ типаᅟ самооценкиᅟ характерныᅟ недифференцированностьᅟ предметногоᅟ содержания,ᅟ категоричностьᅟ суждений,ᅟ низкаяᅟ степеньᅟ адекватностиᅟ частныхᅟ самооценок;
2)ᅟ Ситуативно-практическийᅟ тип.ᅟ Вᅟ отличиеᅟ отᅟ детейᅟ первойᅟ группыᅟ уᅟ этихᅟ детейᅟ присутствуетᅟ оценка,ᅟ преждеᅟ всего,ᅟ своихᅟ практическихᅟ умений.ᅟ Вᅟ целом,ᅟ детямᅟ этойᅟ группыᅟ свойствененᅟ среднийᅟ коэффициентᅟ адекватностиᅟ частныхᅟ самооценок,ᅟ тенденцияᅟ кᅟ завышениюᅟ общейᅟ самооценки,ᅟ опораᅟ наᅟ оправдательнуюᅟ логику,ᅟ категоричнаяᅟ модальностьᅟ сужденийᅟ оᅟ себе.
3)ᅟ Обобщенно-рефлексивныйᅟ тип.ᅟ Онᅟ характеризуетсяᅟ высокойᅟ дифференцированностьюᅟ предметногоᅟ содержания,ᅟ проблематичностьюᅟ суждений,ᅟ аᅟ такжеᅟ снижениемᅟ величиныᅟ самооценкиᅟ иᅟ повышениемᅟ ееᅟ адекватности.
Г.ᅟ И.ᅟ Катричᅟ приходитᅟ кᅟ выводу,ᅟ чтоᅟ наиболееᅟ адекватнойᅟ структурой,ᅟ характеризующейсяᅟ высокойᅟ степеньюᅟ когнитивностиᅟ иᅟ дифференцированности,ᅟ ясностьюᅟ иᅟ положительнымᅟ самоотношением,ᅟ обладаетᅟ самооценка,ᅟ связаннаяᅟ сᅟ рефлексивнойᅟ направленностьюᅟ наᅟ самосознание.
Самооценкаᅟ развиваетсяᅟ вᅟ теснойᅟ связиᅟ сᅟ собственнойᅟ деятельностьюᅟ младшего школьника иᅟ соᅟ спецификойᅟ егоᅟ взаимодействияᅟ сᅟ окружающими.ᅟ Динамикаᅟ самооценкиᅟ определяетсяᅟ динамикойᅟ социальнойᅟ ситуацииᅟ развитияᅟ ребенка.ᅟ Овладеваяᅟ способамиᅟ самооцениванияᅟ вᅟ учебно-познавательнойᅟ деятельности,ᅟ старшиеᅟ дошкольникиᅟ расширяютᅟ иᅟ углубляютᅟ знанияᅟ оᅟ себе,ᅟ своихᅟ способностях,ᅟ приобретаютᅟ дополнительныеᅟ побудительно-мотивационныеᅟ смыслыᅟ собственнойᅟ деятельности.ᅟ Умениеᅟ адекватноᅟ оценитьᅟ себя,ᅟ своиᅟ возможностиᅟ вᅟ процессеᅟ познанияᅟ воᅟ многомᅟ определяетᅟ успешностьᅟ развитияᅟ ребенкаᅟ какᅟ субъектаᅟ деятельности,ᅟ оптимизируетᅟ процессᅟ егоᅟ социальнойᅟ интеграции.
Кᅟ сожалению,ᅟ исследованияᅟ самооценкиᅟ первоклассниковᅟ сᅟ ЗПРᅟ неᅟ стольᅟ многочисленны.ᅟ Вᅟ работахᅟ Н.ᅟ Л.ᅟ Белопольскойᅟ,ᅟ Р.ᅟ Д.ᅟ Тригерᅟᅟ отмечается,ᅟ чтоᅟ самооценкаᅟ детейᅟ сᅟ ЗПРᅟ можетᅟ характеризоватьсяᅟ какᅟ неадекватноᅟ завышеннаяᅟ вследствиеᅟ менееᅟ развитыхᅟ компенсаторныхᅟ иᅟ психозащитныхᅟ возможностейᅟ поᅟ сравнениюᅟ сᅟ нормальноᅟ развивающимисяᅟ сверстниками.ᅟ Так,ᅟ Р.ᅟ Д.ᅟ Тригерᅟ пишет,ᅟ чтоᅟ младший школьник сᅟ ЗПРᅟ неᅟ сравниваетᅟ себяᅟ сᅟ другимиᅟ детьми,ᅟ неᅟ видит,ᅟ чемᅟ онᅟ лучшеᅟ сверстника,ᅟ вᅟ чемᅟ равенᅟ ему,ᅟ вᅟ чемᅟ отстает.ᅟ Этоᅟ приводитᅟ кᅟ тому,ᅟ чтоᅟ ужеᅟ вᅟ началеᅟ школьногоᅟ обученияᅟ ребенокᅟ обижаетсяᅟ наᅟ учителейᅟ иᅟ наᅟ одноклассников.ᅟ Еслиᅟ жеᅟ коррекционнаяᅟ работаᅟ сᅟ такимиᅟ детьмиᅟ неᅟ ведется,ᅟ тоᅟ кᅟ серединеᅟ младшихᅟ классовᅟ уᅟ детейᅟ сᅟ ЗПРᅟ завышеннаяᅟ самооценкаᅟ изменяетсяᅟ наᅟ заниженную.ᅟ Уᅟ нихᅟ появляетсяᅟ стремлениеᅟ уйтиᅟ отᅟ ситуацииᅟ школьногоᅟ обучения,ᅟ увеличиваетсяᅟ нежеланиеᅟ общатьсяᅟ соᅟ сверстниками.
Следуетᅟ отметитьᅟ существеннуюᅟ особенностьᅟ самооценкиᅟ первоклассниковᅟ сᅟ ЗПР,ᅟ какᅟ ееᅟ значительнуюᅟ зависимостьᅟ отᅟ мненияᅟ референтныхᅟ лицᅟ (воспитателя,ᅟ сверстников,ᅟ болееᅟ старшихᅟ детей).ᅟ Достаточноᅟ частоᅟ детиᅟ сᅟ ЗПРᅟ неᅟ решаютсяᅟ датьᅟ оценкуᅟ своейᅟ деятельности,ᅟ неᅟ получивᅟ оценкиᅟ соᅟ стороныᅟ взрослого,ᅟ проявляютᅟ готовностьᅟ изменитьᅟ собственноеᅟ мнениеᅟ подᅟ влияниемᅟ значимыхᅟ дляᅟ нихᅟ окружающих,ᅟ демонстрируютᅟ конформизмᅟ независимоᅟ отᅟ качестваᅟ своейᅟ работы.
|